Проект «Учим учиться и учить»
Учим учиться и учить: образовательный сервис для обеспечения дистанционной персональной педагогической поддержки учащихся начальной школы на основе использования технологии “больших данных”
При поддержке Фонда президентских грантов (19-2-008717)
Опыт работы школьников в 2018-19 учебном году показал, что индивидуальный и групповой прогресс школьников существенно зависит от того, как организован тренинг. В тех случаях, когда учитель держал процесс под своим контролем, приходил на помощь в трудных ситуациях, у школьники добивались не только метапредметных, но и личностных результатов. К сожалению, не все преподаватели смогли сразу же освоить новые возможности, которые им давала работы школьников на цифровой платформе. Целью проекта 2019-2020 учебного года стала разработка и апробация программных инструментов дистанционного педагогического сопровождения, которая должна была помочь учителям и родителям ориентироваться в ходе тренинга, правильно реагировать в ситуациях, требующих вмешательства взрослых. Завершающая стадия проекта была проведена в первом полугодии 2020-21 учебного года. Основным содержанием этого этапа была широкая апробация системы дистанционного педагогического сопровождения работы учащихся младших классов на цифровой платформе «Учим учиться».
Участники проекта
В качестве образовательных площадок в 2019-20 учебном году работали школы Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия, Нижегородской и Новосибирской областей. В диагностических процедурах участвовали 797 школьников, которым на образовательном сервисе были предоставлены личные кабинеты для выполнения заданий. Из них почти две трети полностью выполнили программу диагностического модуля — 499 учащихся (63%). Негативное влияние оказал вынужденный переход школ на дистанционное обучение. В результате работа учащихся на компьютерной платформе была перенесена из образовательных организаций в домашние условия, что негативно сказалось на регулярности занятий. Замедление хода учебных действий в марте-мае 2020 г. было зафиксировано в ходе мониторинга, результаты которого публиковались на сайте проекта. Часть детей досрочно были отпущены на каникулы, некоторые из них продолжают заниматься летом, так как команда проекта продлила действие ученических лицензий до начала следующего учебного года.
Отчет о прохождении диагностического модуля — посмотреть
В качестве образовательных площадок в 2020-21 учебном году работали школы Санкт-Петербурга (47 классов, 336 учеников), Ленинградской области (10 классов, 270 учеников), Республики Карелия (2 класса, 55 учеников), Псковской области (12 классов, 328 учеников), Калининграда (8 классов, 253 ученика), города Муравленко Ямало-Ненецкого национального округа (1 класс, 10 учеников). Всего в широкой апробации приняли участие свыше 1900 школьников из 43 школ.
Система дистанционного педагогического сопровождения
Для реализации основной цели проекта — создания системы дистанционного педагогического сопровоождения были разработаны сервисы для различных категорий пользователей: учителей, ведущих тренинг, школьных координаторов, отвечающих за организацию учебных действий, и родителей школьников. Эти сервисы доступны в личных кабинетах, об их реальном использовании можно судить по статистике заходов пользователей в свои кабинеты. Эта статистика собрана по всем классам, независимо от того, какую тренинговую программу выполняли школьники.
Организационное взаимодействие команды проекта с педагогами и родителями было основано на использовании расширенного функционала личных кабинетов взрослых участников образовательного процесса. Родителям всех школьников, проходивших диагностические процедуры, были созданы личные кабинеты, в которые они могли входить как с помощью компьютера, так и на электронных гаджетах. Также были созданы личные кабинеты учителям, которые непосредственно проводили диагностику в своих классах (50 классов), и школьным координаторам (20 школ). Через эти личные кабинеты отрабатывалась модель дистанционного педагогического сопровождения. Экспертная система, развернутая на платформе “Учим учиться”, осуществляла мониторинг результатов школьников, проходивших диагностику. На основании анализа данных мониторинга педагогам и родителям рассылались регулярные отчеты о работе обучающихся. В случае, если у кого-то из них выявлялись негативные тенденции, экспертная система оперативно рассылала соответствующие уведомления. Например, в электронном журнал учителя автоматически формировался список учеников, на работу которых следует обратить внимание, не дожидаясь окончания диагностики. Аналогичные предупреждения направлялись родителям этих детей с рекомендацией обратить внимание на отношение ребенка к выполняемым заданиям. Если у родителей возникали вопросы, они могли задать их учителю, школьному координатору или консультанту из команды проекта, чтобы обсудить проблемную ситуацию и получить конкретные рекомендации. Действия учителей и родителей в личных кабинетах фиксировались в ходе мониторинга диагностических процедур. За 4 месяца, в течение которых шли учебные действия, зафиксировано 5952 захода в личные кабинеты 1049 взрослых пользователей, то есть средний пользователь воспользовался сервисами платформы почти 6 раз.
Выступления на образовательных площадках
- Выступление Д.Д. Рубашкина о возможностях взаимодействия между детьми, родителями и учителями на цифровой платформе для начальной школы «Учим учиться».
Методологический семинар «Цифровое родительство. Отношение к цифровизации в начальной школе». НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург). - Круглый стол «Опыт участия школ в проекте «Учим учиться» в рамках международной конференции «Информационные технологии для новой школы» (ИТНШ-2020).
В обсуждении принимают участие представители школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия, имеющие опыт использования цифровой платформы «Учим учиться» и ее педагогических инструментов.